Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды» Срок реализации: 2019-2022

Дата: 13 января 2020 в 15:59, Обновлено 13 января 2020 в 16:02

Управление по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №5 г.Смолевичи»

СОГЛАСОВАНО                                                   УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления по образованию,          Заведующий ГУО                                                                                                  

спорту и туризму райисполкома                          «Ясли-сад №5 г.Смолевичи»                                       

Гриневецкая И.Ю.                                                   Садовская Г.В.

«____» _________20____                                         «____»__________20__

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды»

Срок реализации: 2019-2022

                                                      Руководитель (координатор)

                                                 педагогического проекта:

                                                          Садовская Галина Викторовна,

                                                 заместитель заведующего

                                                  по основной деятельности

                                   тел. 80177629527

                                                              E-mail: sadik5.smolevichi@mail.ru

Смолевичи, 2019

Актуальность педагогического проекта

         Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

    Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, к родному краю, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

    Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш родной край стал краше и богаче.

    Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических представлений у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

    Экологическая культура ребенка, как условие  валеологического  развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды  (задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании  полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности). 

   В связи с потребностью общества в изменении экологического мышления, миропонимания людей возникает необходимость  в переориентации системы образования на новую стратегию ценностей

формирования на этой основе экологической культуры личности, направленной на гармонизацию отношений человека с природой [5].

Кадровое обеспечение проекта

Характеристика предполагаемых участников проекта

№ п\п

ФИО

Должность

Повышение квалификации по направлению проектной деятельности

(тема, дата)

Опыт методической работы по направлению проектной деятельности

(приглашение лектором по проблеме проекта)

1.

Садовская Г.В.

заместитель заведующего по основной деятельности

-

Лектор областного ресурсного центра информационных технологий «Спутник» семинара «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

28 января 2019,

вебинар, 12 марта 2019

2.

Минкевич Н.В.

воспитатель дошкольного образования

  Повышение квалификации в МОИРО с 20.05.2019 по 25.05.2019 «Организация детской проектной исследовательской деятель-

ности»       

вебинар, 12 марта 2019

3.

Козлова Л.Н.

воспитатель дошкольного образования

-

вебинар,  12 марта 2019

4.

Сивчик Н.Ф

воспитатель дошкольного образования

-

вебинар,  12 марта 2019

5.

Бутор Е.А.

воспитатель дошкольного образования

-

вебинар,   12 марта2019

6.

Микуленя Ю.С.

воспитатель дошкольного образования

-

вебинар,  12 марта 2019

7.

Кресс И.А.

учитель-дефектолог

-

вебинар,  12 марта 2019

8.

Капыш О.В.

руководитель физического воспитания

-

вебинар,  12 марта 2019

   Материально-техническое обеспечение проекта

          1.  Интерактивная доска

2.Информационно - технический сектор методического кабинета

(видеозаписи, мультимедийные приложения к журналу «Пралеска»)

  1. Мультимедийные презентации по образовательной области «Ребёнок и природа»
  2. Минусовые фонограммы «Неречевые звуки» (Шум дождя, ветра, пение птиц, Раскаты грома и др.).

Цель: создание условий для формирования экологически грамотного отношения старших дошкольников к природе родного края посредством совместной взросло-детской деятельности.

 Задачи педагогического проекта:

  • систематизировать знания о природе родного края;
  • развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы, чувство радости от единения с природой родного края;
  • развивать стремление и навыки активного участия в охране природы;
  • углублять представления о целостности и уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живёт;
  • воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
  • воспитывать ответственность за состояние природы родного края во взаимодействии с родителями.

Основная идея

     Необходимо сформировать у ребенка высокую восприимчивость к сведениям о мире природы, показать каким путем этого сведения можно использовать; обучение детей элементарным приемам и правилам самостоятельных наблюдений в природе. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр. Педагог и родители должны уметь вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, за неповторимость родного края.  Важно научить ребенка оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой с точки зрения экологической целесообразности. Опыт эмоциональных переживаний позволяет детям более бережно и ответственно относиться к объектам природы и даёт возможность судить о подлинной нравственности в отношении к окружающему их миру.

Модель будущего образовательного проекта

Модель

образовательного проекта в учреждении

дошкольного образования

Специально организованная деятельности

Совместная взросло-детская деятельность

Свободная самостоятельная деятельность детей

Занятия

Объединение по интересам «Друзья родной природы»

Игра

Формы:

-экскурсии,

- походы,

-целевые прогулки

Средства:

- ИКТ,

-ЭСО,

- беседы,

- наблюдения,

-исследовательская и экспериментальная деятельность

- Дидактическая,

- сюжетно-ролевая,

- игры-драматизации,

- игры с правилами

- Занятия,

- акции

- экскурсии,

- экспериментальная и исследовательская деятельность,

- КВН

-Акции,

-Дни открытых дверей,

-круглые столы,

-выпуск малотиражной газеты,

- заседание клуба

«Верасок»,

- конференции,

- родительская гостиная

Художественная деятельность

Познавательная практическая

Игровая

деятельность

-общение

 

    Для реализации педагогического проекта используется трёхблочная «сборная» модель. В соответствии с этой «сборной» моделью образовательный процесс в учреждении дошкольного образования на три составляющих блока:

< >специально организованная деятельность (занятия, игра): содержание организуется по образовательной области «Ребёнок и природа», в объединении по интересам «Друзья родной природы» (содержание образовательных услуг сверх базового компонента);совместная взросло-детская (партнёрская) деятельность: содержание организуется комплексно-тематическое;свободная самостоятельная деятельность детей: содержание организуется в соответствии с видами нерегламентированной детской деятельности.    -доброжелательность к живым существам,

    -эмоциональная отзывчивость на их состояние,

     -интерес к природным объектам,

    -стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая     их    особенности как живых существ,

  -желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Придерживаясь принципа научности, в педагогическом проекте отражены идеи и понятия современного естествознания:

    - идея единства и взаимосвязи живого и неживого;

    -идея единства человека и природы;

    - разумности и гуманности человека;

    - идея системного строения природы;

    - идея целостности природы.

     Воспитание гуманного отношения к природе строится, с одной стороны, на основе формирования у детей элементарных экологических представлений о живом существе (человеке, животном, растении), условиях его жизни и основных потребностях, о взаимодействии и взаимосвязях живых организмов со средой обитания; с другой стороны – на основе развития эмпатии живому. Кроме этого, особое внимание уделяется организации деятельности ребенка в природе (самостоятельной, совместной с взрослым) [3]. Одним из приоритетных подходов к организации работы по экологическому воспитанию, является создание детско-взрослого сообщества (педагоги-дети-родители [5].

Критерии и показатели

оценки результатов педагогического проекта

Критерии

Показатели

Управленческие

-нормативная база по вопросам экологического образования;

-способность к подбору и мотивации педагогического коллектива, родителей для работы по экологическому образованию дошкольников старших групп;

Профессиональный рост педагогов

-положительная динамика ступеней профессионального мастерства: умелость, мастерство, творчество, инициативность;

- профессиональные и личностные достижения педагогов;

- участие в конкурсах педагогического мастерства;

- аттестация на присвоение высшей квалификационной категории;

Уровень педагогической деятельности

-положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий;

Обобщение педагогического опыта

-система открытых мероприятий по теме опыта;

публикации;

-выступление на семинарах, круглых столах и других форумах;

Авторские методические продукты

-разработка авторских продуктов: методические материалы;  дидактические пособия, тематические папки (лэпбуки)

Продуктивность образовательного процесса

- положительная динамика форсированности экологических представлений у старших дошкольников;

- развитие механизма ценностного отношения к природе у старших дошкольников;

- последовательный  переход  от переживания ребёнка своего единства с природой  к осознанию этого единства и его выражение  в доступной экологической деятельности, мотивированной сопереживанием и сочувствием.

Удовлетворённость результатами педагогической деятельности

-степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса  учреждения образования и родителей.

Взаимодействие всех участников педагогического проекта

- создание системы взаимодействия;

- благоприятный  психологический климат, диалог и сотрудничество.

Качество управления педагогическим проектом

-рациональное планирование педагогической деятельности;

-мониторинг, анализ и контроль качества педагогической деятельности;

-наличие системы стимулирования педагогов.

Список использованных источников:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Республики Беларусь, 13 янв. 2011 г., № 243-3: [принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобрен Советом Республики Беларусь 22 дек. 2010 г.: текст Кодекса от 13 янв. 2011 г.]. – Минск: Национальный центр правовой информатизации Республики Беларусь, 2011. – 398 с.

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».

3. Петрикевич, А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А. А. Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.

4. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.

5. Казаручик Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусского и русского языка обучения / Г.Н.Казвручик.- Минск: Нац.ин-т образования, 2014.-71с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.