Управление по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №5 г.Смолевичи»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления по образованию, Заведующий ГУО
спорту и туризму райисполкома «Ясли-сад №5 г.Смолевичи»
Гриневецкая И.Ю. Садовская Г.В.
«____» _________20____ «____»__________20__
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды»
Срок реализации: 2019-2022
Руководитель (координатор)
педагогического проекта:
Садовская Галина Викторовна,
заместитель заведующего
по основной деятельности
тел. 80177629527
E-mail: sadik5.smolevichi@mail.ru
Смолевичи, 2019
Актуальность педагогического проекта
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, к родному краю, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш родной край стал краше и богаче.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических представлений у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Экологическая культура ребенка, как условие валеологического развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды (задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).
В связи с потребностью общества в изменении экологического мышления, миропонимания людей возникает необходимость в переориентации системы образования на новую стратегию ценностей
формирования на этой основе экологической культуры личности, направленной на гармонизацию отношений человека с природой [5].
Кадровое обеспечение проекта
Характеристика предполагаемых участников проекта
№ п\п |
ФИО |
Должность |
Повышение квалификации по направлению проектной деятельности (тема, дата) |
Опыт методической работы по направлению проектной деятельности (приглашение лектором по проблеме проекта) |
1. |
Садовская Г.В. |
заместитель заведующего по основной деятельности |
- |
Лектор областного ресурсного центра информационных технологий «Спутник» семинара «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности 28 января 2019, вебинар, 12 марта 2019 |
2. |
Минкевич Н.В. |
воспитатель дошкольного образования |
Повышение квалификации в МОИРО с 20.05.2019 по 25.05.2019 «Организация детской проектной исследовательской деятель- ности» |
вебинар, 12 марта 2019 |
3. |
Козлова Л.Н. |
воспитатель дошкольного образования |
- |
вебинар, 12 марта 2019 |
4. |
Сивчик Н.Ф |
воспитатель дошкольного образования |
- |
вебинар, 12 марта 2019 |
5. |
Бутор Е.А. |
воспитатель дошкольного образования |
- |
вебинар, 12 марта2019 |
6. |
Микуленя Ю.С. |
воспитатель дошкольного образования |
- |
вебинар, 12 марта 2019 |
7. |
Кресс И.А. |
учитель-дефектолог |
- |
вебинар, 12 марта 2019 |
8. |
Капыш О.В. |
руководитель физического воспитания |
- |
вебинар, 12 марта 2019 |
Материально-техническое обеспечение проекта
1. Интерактивная доска
2.Информационно - технический сектор методического кабинета
(видеозаписи, мультимедийные приложения к журналу «Пралеска»)
- Мультимедийные презентации по образовательной области «Ребёнок и природа»
- Минусовые фонограммы «Неречевые звуки» (Шум дождя, ветра, пение птиц, Раскаты грома и др.).
Цель: создание условий для формирования экологически грамотного отношения старших дошкольников к природе родного края посредством совместной взросло-детской деятельности.
Задачи педагогического проекта:
- систематизировать знания о природе родного края;
- развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы, чувство радости от единения с природой родного края;
- развивать стремление и навыки активного участия в охране природы;
- углублять представления о целостности и уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живёт;
- воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
- воспитывать ответственность за состояние природы родного края во взаимодействии с родителями.
Основная идея
Необходимо сформировать у ребенка высокую восприимчивость к сведениям о мире природы, показать каким путем этого сведения можно использовать; обучение детей элементарным приемам и правилам самостоятельных наблюдений в природе. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр. Педагог и родители должны уметь вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, за неповторимость родного края. Важно научить ребенка оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой с точки зрения экологической целесообразности. Опыт эмоциональных переживаний позволяет детям более бережно и ответственно относиться к объектам природы и даёт возможность судить о подлинной нравственности в отношении к окружающему их миру.
Модель будущего образовательного проекта
Модель образовательного проекта в учреждении дошкольного образования |
Специально организованная деятельности |
Совместная взросло-детская деятельность |
Свободная самостоятельная деятельность детей |
Занятия |
Объединение по интересам «Друзья родной природы» |
Игра |
Формы: -экскурсии, - походы, -целевые прогулки |
Средства: - ИКТ, -ЭСО, - беседы, - наблюдения, -исследовательская и экспериментальная деятельность |
- Дидактическая, - сюжетно-ролевая, - игры-драматизации, - игры с правилами |
- Занятия, - акции - экскурсии, - экспериментальная и исследовательская деятельность, - КВН |
-Акции, -Дни открытых дверей, -круглые столы, -выпуск малотиражной газеты, - заседание клуба «Верасок», - конференции, - родительская гостиная |
Художественная деятельность |
Познавательная практическая |
Игровая деятельность |
-общение |
Для реализации педагогического проекта используется трёхблочная «сборная» модель. В соответствии с этой «сборной» моделью образовательный процесс в учреждении дошкольного образования на три составляющих блока:
< >специально организованная деятельность (занятия, игра): содержание организуется по образовательной области «Ребёнок и природа», в объединении по интересам «Друзья родной природы» (содержание образовательных услуг сверх базового компонента);совместная взросло-детская (партнёрская) деятельность: содержание организуется комплексно-тематическое;свободная самостоятельная деятельность детей: содержание организуется в соответствии с видами нерегламентированной детской деятельности. -доброжелательность к живым существам,
-эмоциональная отзывчивость на их состояние,
-интерес к природным объектам,
-стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ,
-желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Придерживаясь принципа научности, в педагогическом проекте отражены идеи и понятия современного естествознания:
- идея единства и взаимосвязи живого и неживого;
-идея единства человека и природы;
- разумности и гуманности человека;
- идея системного строения природы;
- идея целостности природы.
Воспитание гуманного отношения к природе строится, с одной стороны, на основе формирования у детей элементарных экологических представлений о живом существе (человеке, животном, растении), условиях его жизни и основных потребностях, о взаимодействии и взаимосвязях живых организмов со средой обитания; с другой стороны – на основе развития эмпатии живому. Кроме этого, особое внимание уделяется организации деятельности ребенка в природе (самостоятельной, совместной с взрослым) [3]. Одним из приоритетных подходов к организации работы по экологическому воспитанию, является создание детско-взрослого сообщества (педагоги-дети-родители [5].
Критерии и показатели
оценки результатов педагогического проекта
Критерии |
Показатели |
Управленческие |
-нормативная база по вопросам экологического образования; -способность к подбору и мотивации педагогического коллектива, родителей для работы по экологическому образованию дошкольников старших групп; |
Профессиональный рост педагогов |
-положительная динамика ступеней профессионального мастерства: умелость, мастерство, творчество, инициативность; - профессиональные и личностные достижения педагогов; - участие в конкурсах педагогического мастерства; - аттестация на присвоение высшей квалификационной категории; |
Уровень педагогической деятельности |
-положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий; |
Обобщение педагогического опыта |
-система открытых мероприятий по теме опыта; публикации; -выступление на семинарах, круглых столах и других форумах; |
Авторские методические продукты |
-разработка авторских продуктов: методические материалы; дидактические пособия, тематические папки (лэпбуки) |
Продуктивность образовательного процесса |
- положительная динамика форсированности экологических представлений у старших дошкольников; - развитие механизма ценностного отношения к природе у старших дошкольников; - последовательный переход от переживания ребёнка своего единства с природой к осознанию этого единства и его выражение в доступной экологической деятельности, мотивированной сопереживанием и сочувствием. |
Удовлетворённость результатами педагогической деятельности |
-степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и родителей. |
Взаимодействие всех участников педагогического проекта |
- создание системы взаимодействия; - благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество. |
Качество управления педагогическим проектом |
-рациональное планирование педагогической деятельности; -мониторинг, анализ и контроль качества педагогической деятельности; -наличие системы стимулирования педагогов. |
Список использованных источников:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Республики Беларусь, 13 янв. 2011 г., № 243-3: [принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобрен Советом Республики Беларусь 22 дек. 2010 г.: текст Кодекса от 13 янв. 2011 г.]. – Минск: Национальный центр правовой информатизации Республики Беларусь, 2011. – 398 с.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
3. Петрикевич, А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А. А. Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.
4. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
5. Казаручик Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусского и русского языка обучения / Г.Н.Казвручик.- Минск: Нац.ин-т образования, 2014.-71с.