Образовательная область: Ребёнок и природа
Конспект занятия-экскурсии «Нескучный зимний сад» в старшей группе
(в условиях отсутствия свободного помещения можно создать эпизодически действующий зимний сад в методическом кабинете)
Разработала заместитель заведующего по основной деятельности Садовская Г.В.
Цель: пополнить знания детей о растительном и животном мире
Задачи:
- Расширить представления детей об отличительных признаках конкретных комнатных растений;
- Развивать чувство радости от единения с природой;
- Закрепить правила ухода за комнатными растениями;
- Воспитывать бережное отношение к объектам природы
Оборудование: горшки с комнатными растениями, паспорта растений, оборудование для ухода за растениями ( клеёнчатые фартуки 4 шт., лейка, кисточки разных размеров, палочки 2 шт., салфетки матерчатые 2 шт., чучела птиц, ковер, коллекционный материал, макеты ландшафтов, приборы и оборудование для познавательно-практической деятельности, черепаха, попугай, хомяк.
Методы и приёмы: художественное слово, сюрпризный момент
Словарная работа: названия цветов (колерия, глоксиния, адиантум), макеты.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнаем как живут комнатные растения в нашем зеленом уголке. Комфортно ли им, ведь за окнами зима, холодно, мало света.
Воспитатель: посмотрите на обитателей нашего зеленого уголка и скажите комфортно ли им в нашем уголке природы
Ответы детей: в нашей группе тепло, светло и поэтому зацвела герань, листья у комнатных растений сочные, зеленые.
Воспитатель: помните, ребята, что есть растения, которые спят зимой. Как они называются? Что с ними происходит зимой?
Ответы детей: стоят в затемнённом месте , поливаем очень редко
Стук в дверь. Появляется Эко Гоша
Эко Гоша: Да, с комнатными растениями всё понятно: им живётся хорошо, комфортно, потому, что вы, ребята, о них заботитесь. Я хочу подсказать вам, что в детском саду в последнее время происходят чудеса, волшебство. Недавно у нас появился зимний сад. И если вы отгадаете загадки, то я с помощью волшебного заклинания смогу переместить вас на волшебном ковре в это чудесное место, только не всех сразу.
Загадки о комнатных растениях
Очищают воздух
Создают уют.
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут (комнатные растения)
Лист с горбочком-желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нос (алоэ)
Чтобы солнце сквозь стекло
К нам в окошко не пекло.
Я повешу шторочку в белую оборочку
Не крючком плетеную
Живую и зеленую (традесканция)
(Дети отгадали загадки. Стали на ковёр и с помощью волшебных слов перенеслись в зимний сад)
Эко Гоша: вот мы и на месте. Это наш зимний сад. Посмотрите кругом. Расскажите о своих впечатлениях.
Говорят дети: красиво, необычно, сказочно, легко дышится, приятно пахнет…
Воспитатель: мне тоже здесь очень нравится. Как много в зимнем саду разнообразных растений. Давайте закроем глаза и глубоко вдохнем этого чистого свежего воздуха.
(Дети закрывают глаза, звучит запись птичьих голосов)
Воспитатель: легко здесь дышится потому, что комнатные растения освежают и чистят воздух, зеленые и цветущие растения радуют глаз, вносят гармонию в окружающее пространство. Ребята, если вам здесь нравится, если здесь комфортно нашим зеленым друзьям, то может мы дадим название нашему зимнему саду. Как бы вы хотели его назвать?
Ответы детей: веселый сад, ароматный уголок, красивый садик, нескучный сад
Эко Гоша: да, мне очень понравилось название «нескучный сад», я уже это где-то слышал. Давайте так и назовем «Нескучный сад».
Воспитатель: ребята, мне кажется, что возле растений с цветами гуще запах. Глубоко вдохните. Предлагаю с помощью воздуха равномерно распространить приятный запах по всему помещению (физкультминутка)
Воспитатель: Как вы, дети, думаете, кто же здесь хозяйничает, кто ухаживает за растениями, заботится о них ежедневно?
Ответы детей.
Воспитатель: вы все правильно говорите, но еще мне хочется добавить, что и ваши родители помогают поддерживать эту красоту природы.
Воспитатель: ребята, мы сегодня впервые в нашем нескучном саду. Экскурсию кто обычно проводит?
Ответы детей: воспитатель, экскурсовод, школьники.
Воспитатель: правильны е все ваши ответы. Сегодня экскурсоводом буду я. Слушайте внимательно. В следующий раз, когда сюда придут другие дети кто-то из вас сможет быть экскурсоводом. И так, в зимнем саду много интересных уголков, посмотрите. Дети ходят, рассматривают растения, плакаты, макеты ландшафтов.
Воспитатель: Растительный мир нескучного сада богат по своему разнообразию. Здесь видно, что расставлены растения с учетом их биологических особенностей и потребностей. Например, светолюбивая герань, хлорофитум, традесканция стоят на подоконнике. Почему?
Потому, что они нуждаются в большом количестве света, а вот фиалка, бегония, адиантум – они стоят дальше (почему?). правильно, потому, что они не любят прямых солнечных лучей.
Воспитатель: ребята, обратите внимание на стебли растений. Какой они формы?
Ответы детей: прямостоячие у сансивьеры, адеантума, лежачие у бегонии, восходящие у фикуса, специфилиума, вьющиеся у традесканции
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, вот на эту экспозицию. Что же это такое? ( если дети затрудняются, воспитатель говорит сам). Здесь представлены коллекции:
- Минералов и горных пород;
- Ракушек;
- Насекомых;
- Лекарственных трав;
- Семян цветов, растений, плодовых деревьев
- Злаковых растений
(Воспитатель обращает внимание детей на маленькие постройки, дворики для животных)
Воспитатель: Это, ребята, макеты зоопарка, леса…
(Дети подходят к столу познавательно-практической деятельности. Воспитатель предлагает назвать приборы для проведения опытов, экспериментов. Дети называют микроскоп, увеличительные стекла, лупы, колбы, пробирку).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем наблюдать и изучать рост и условия содержания растений?
Ответы детей (чтобы помочь растениям если заболеют, как они размножаются…)
(Воспитатель подводит детей к уголку, где размещены клетки с птицами и животными)
Воспитатель: Посмотрите, дети, как комфортно себя чувствуют попугай и хомячок. А что делает черепаха? (правильно, спит)
Эко Гоша: ребята, вы уже много сегодня увидели в нескучном саду, но может быть кто-то из вас увидел что-то вас тревожащее?
(Ответы детей (если дети затрудняются, то надо подвести их к тому, что есть растения, которые надо полить, подрыхлить землю в горшках…)
Воспитатель: Как можно определить, что растение требует полива, подкормки?
Ответы детей: (если листья поникли; можно определить необходимость во влаге пальчиком дотронувшись до земли, поковырять палочкой…)
Эко Гоша предлагает детям клеенчатые передники и оборудование, необходимое для трудовой деятельности по уходу за растениями.
(После того, как дети поработали в нескучном саду)
Эко Гоша спрашивает: зачем надо было это все делать.
Ответы детей: чтобы комнатным растениям было комфортно расти, чтобы они давали свежий приятный запах…)
Воспитатель благодарит Эко Гошу и дает оценку работе и поведению детей на экскурсии в нескучном саду.
Воспитатель задает проблемные вопросы по теме: чтобы было на Земле если бы не было растений, животных, птиц, рыб, насекомых?
Воспитатель предлагает попросить Эко Гошу посредством волшебства сделать так, чтобы в нескучном саду появился большой аквариум с рыбками
Эко Гоша: Ребята, вы сегодня много интересного узнали, увидели, потрогали, подышали чистым воздухом, поработали, но вас уже заждались дети в группе. Приготовьтесь. Улетаем.