Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №5 г. Смолевичи»
Районный этап пятого областного фестиваля-конкурса
«Удивительный мир детства»
Номинация
«Территория детства:
авторская дидактическая игра»
Дидактическая игра
«Вращающиеся<font face="Calibri, sans-serif"> </font>экологические кубы»
Авторы:
Садовская Галина Викторовна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №5, г.Смолевичи»
Микуленя Юлия Сергеевна, воспитатель дошкольного образования ГУО «Ясли-сад №5, г.Смолевичи»
Козлова Любовь Николаевна, воспитатель дошкольного образования старшей группы интегрированного обучения и воспитания ГУО «Ясли-сад №5, г. Смолевичи»
Методическое сопровождение к дидактической игре
«Вращающиеся экологические кубы»
Возраст: для детей 5-7 лет; для детей группы интегрированного обучения и воспитания; группы семейного типа.
Цель игры: развитие интереса к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений живой и неживой природы.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с растительным и животным миром родного края в дошкольном учреждении и в условиях группы семейного типа;
- формировать представления о редких видах животных, насекомых, растениях нашего края, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;
- развивать интерес к жизненным проявлениям растений и животных, разных природных сообществ и природно-климатических зон;
- стимулировать познавательный интерес, способствующий развитию речи, памяти, внимания, мышления, сообразительности;
- воспитывать гуманное отношение к растительному и животному миру, желание сберечь и сохранить их;
- коррекционная задача: совершенствовать умение находить животное по описанию и называть его.
Описание игры: дидактическая развивающая игра представляет собой 4 куба, каждая грань которого - природная зона Беларуси:
1 куб: растительный мир Беларуси;
2 куб: животный мир Беларуси;
3 куб: насекомые родного края;
4 куб: птицы, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь.
Для удобства в использовании кубы закреплены на вращающихся дисках. На боковых стенках кубов расположены съемные картинки с изображением представителей флоры и фауны различных природных зон. На основании нижнего куба закреплены 4 колеса для удобства передвижения.
Пояснительная записка.
Дидактическая игра «Вращающиеся экологические кубы» может использоваться как элемент организованной образовательной деятельности по развитию речи и формирования целостной картины мира в части закрепления экологических знаний о животных, птицах, растениях, насекомых родного края и занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.
Дидактическая игра «Вращающийся экологический куб» универсальна. Она поможет детям не только познакомиться с животными и растениями различных уголков нашей страны, увидеть красоту и разнообразие природы, но и расширить кругозор воспитанников. Способствует повышению познавательной активности ребенка.
Дидактическая игра может быть использовано как в совместной деятельности детей и взрослых, на прогулке, так и в самостоятельных и коллективных играх.
Ход игры:
Вариант 1:
«Наш край»
Цель: знакомство с флорой и фауной родного края.
Правила игры: Дети должны угадать по описанию, о каком животном (растении) идет речь.
Количество игроков: 2-8.
Вариант 2:
«Найди отличие»
Цель: обобщение представлений о сходствах и различии растительного и животного мира.
Правила игры: Дети сравнивают животных, растения, находят сходство и различие между ними, учатся замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
Количество игроков: 2-8.
Вариант 3:
«Жывёлы i iх дзiцяняты»
Мэта: развiццё ўменняў распазнаваць i называць розныя вiды жывёл i iх дзiцянят.
Правіла гульні: Дзецям трэба знайсці дзiцянят жывёл і размясціць іх на старонцы куба ў адпаведнасці з патрабуемай дарослай жывёлай.
Колькасць гульцоў: 2-8.
Вариант 4:
(Игра предназначена для детей дошкольного возраста группы интегрированного обучения и воспитания).
«Назови животное»
(для детей группы интегрированного обучения и воспитания)
Цель: формирование умения находить по описанию и называть животных
Правила игры: Ребёнок находит животное и называет его.
Количество игроков: 1
Вариант 5:
«Опасно-безопасно»
Цель: формирование у детей представлений о разных видах растений.
Правила игры: На одной из сторон куба размещены растения. Нужно найти опасное растение и обозначить его соответствующей фишкой.
Количество игроков: 2-8
Вариант 6:
«Четвертый лишний»
Цель: закрепление умений различать растение (животное) и отличать их характерные признаки.
Правила игры: Детям предлагается найти лишнюю картинку и обосновать свою точку зрения.
Количество игроков: 2-8
Вариант 7:
«Места обитания животных»
Цель: закрепление представлений о животных и их среде обитания.
Правила игры: Картинки разных животных раскладывают на столе и предлагают участникам игры выбрать картинки с изображением животных и разместить их на кубе в соответствии с их местами обитания.
Количество игроков: 2-8
Вариант 8:
«Животные Красной и Черной книги»
Цель: закрепление знаний о животных Красной и Чергой книг.
Правила игры: Определить животных Красной и Черной книг, и обозначить их с помощью соответствующих фишек (красных и черных).
Количество игроков: 2-8
Вариант 9:
«Прятки»
Цель: развитие зрительной памяти, мышления.
Правила игры: На гранях куба выкладываются карточки с изображениями насекомых. Дети внимательно смотрят и запоминают их. В это время взрослый убирает одну карточку. Дети должны отгадать какой не стало карточки.
Количество игроков: 2-8
«Вращающиеся экологические кубы» охватывают большой объём информации, которую можно закрепить с детьми в процессе игровой деятельности. Ребенку предоставляется выбор, который позволяет активизировать мыслительную деятельность, монологическую и диалогическую формы речи. Появляется возможность применить в процессе игры знания, самостоятельно усвоенные или приобретенные в ходе образовательной деятельности.