Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №5 г.Смолевичи»
Использование сюжетных бизибордов
как средства развития познавательной активности
детей дошкольного возраста
Консультация
для воспитателей дошкольного образования
Подготовил
заместитель заведующего по основной деятельности
Садовская Галина Викторовна
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой моторики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образовательных организаций. Помогая малышу, они, тем самым, способствуют развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с детьми раннего возраста. Перечислим некоторые из них:
пальчиковые игры;
игры с крупами (сортировка, рисование манкой);
детское творчество (трехгранные карандаши, восковые мелки или художественная пастель);
рисование пальчиковыми красками;
лепка из соленого теста, из глины.
И главная задача взрослого - сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы ребенка.
Организуя игровую деятельность своих воспитанников, стремилась найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей, смотивировать на более продуктивное, развивающее взаимосотрудничество детей и взрослых. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников мне показалась идея создания бизиборда.
Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.
Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М.Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. По моему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития детей и в настоящее время необходим в каждой группе , как элемент развивающей предметно-пространственной среды.
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, учитывались требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в ООП, которая реализуется в детском саду. Бизиборд соответствует данным требованиям, а именно таким компонентам как:
содержательно-насыщенный, развивающий (бизиборд будет максимально интересным для детей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие – ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы, пощёлкать, постучать, повертеть и пр.);
доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; деревянные гладкие основы без острых углов для детей постарше; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
эстетически-привлекательный (основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов).
Цель данной работы - разностороннее развитие детей дошкольного возраста, создание условий для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала.
Кроме этого, бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определённые навыки:
мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
координацию движений (этому способствуют дверные замочки, защёлки. Для ребенка тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизборда он учиться управлять своими руками.);
усидчивость ( дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
логику (дети начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
восприятие цвета и формы (в оформлении доски используются разные цвета и формы)
изучение слов и изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда ребенок откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово);
воображение (Ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь.);
память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память ребенка.).
Таким образом, основными задачами данной работы являются:
Развитие координации движений;
Развитие внимания;
Развитие усидчивости;
Развитие познавательного интереса;
Формирование словаря;
Формирование элементарного математического счёта;
Формирование волевых умений (не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения).
В процессе игры с бизибордом, воспитанники учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают это сделать своим друзьям. Часто можно наблюдать ситуации, когда малыши совместно ищут различные способы решения возникшей проблемы. Поэтому, здесь роль бизиборда и как формы развития коммуникативности, воспитания чувства сотрудничества и взаимопомощи дошкольников.
Положительная динамика в развитии детей говорит о высокой эффективности проводимой работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе бизиборд, ребенок получает возможность проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагог – включается в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширяет и пополняет свои профессиональные компетенции.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием.
Литература:
1. Сорокова М.Г. Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.
2. Упражнения с Монтессори - материалом: Школа для малышей. – М., 1995.
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru