Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Методика работы со сказками в детском саду ( по И.Н. Мурашковской и Л.Б.Фесюковой)

Дата: 7 апреля 2019 в 15:34

Методика работы со сказками в детском саду

   ( по И.Н. Мурашковской и Л.Б.Фесюковой)

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно.    Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.  Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. 

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – "воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.

 В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Принципы работы со сказками:

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям.      В книге Сухомлинского "Сердце отдаю детям" есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога.

Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной ("Коза-дереза"). Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и приговаривает: "Ловись, рыбка, и мала и велика! ("Лиса и волк"). Лиса извещает тетерева о новом "указе" — тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит ("Лиса и тетерев"). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности— ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.

В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась— и братца унесли гуси-лебеди ("Гуси-лебеди"). Братец Иванушка не послушал сестры — напился водицы из козьего копытца и стал козликом ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи ("Хаврошечка", "Морозко"). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто ( в сказке "Лисичка со скалочкой") и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел – долго искал ( сказка "Лиса и козел"; кинулась туда- сюда – в разные стороны; кликала- звала ( "Гуси – лебеди").

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.

Например, на занятии по сказке "Хаврошечка" воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: "Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его?" Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: " О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?". С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомство со сказкой "Снегурочка" можно начать с беседы. "Кто из вас любит зиму? Почему?- спрашивает педагог у детей. – Что вы зимой лепили из снега? А сейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка". Затем педагог задает детям следующие вопросы: " Что я прочила рассказ или стихотворение? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какая была Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?".

Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.

В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используются стихотворные сказки. В основу сказок легла славянская мифология. Наша сказка это средство эмоционального погружения ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, мы даем общее видение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно, шаг за шагом со своими новыми друзьями - героями славянской мифологии.

Педагоги используют два варианта знакомства ребенка со сказкой:

1. Сказка для чтения

2. Сказка для театрализации

Стихотворные сказки, предлагаемые для чтения детям дошкольного возраста, сопровождаются иллюстрациями, фотографиями кукол, чертежами и фотографиями элементов оформления театральной постановки сказки, рисунками костюмов к театральным постановкам сказок.

Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Здесь педагог берет на себя функцию образца. При рассказе от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

При пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Педагогу, прежде чем преподнести текст детям, необходимо заранее подготовить и воспроизвести его для себя.

При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами должны быть также предварительно отработаны, чтобы во время показа не фиксировать на этом внимания. Работая с куклой, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо позаботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы ее движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.

Работа со сказкой по методике ТРИЗ  с детьми

 младшего дошкольного возраста

Современная жизнь предъявляет новые требования.  Перед педагогами остро стоит задача воспитания творческой личности, способной решать нестандартные задачи в различных областях деятельности. Именно по – этому в дошкольном образовании, одним из приоритетных направлений определено - развитие творческого потенциала детей.

Применение  технологии ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни смогут найти выход из любой ситуации, стать  изобретателями, быть конкурентоспособными.  Технология ТРИЗ поможет развить у детей  такие качества, как оригинальность, гибкость, системность. Методика ТРИЗ даёт возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы.

Одним из направлений работы по методике ТРИЗ является работа над составлением текстов сказочного содержания.  Сказка – это особый мир, который и учит и воспитывает и развивает одновременно. Сказка – это особый мир понятный детям. Через сказку мы знакомим детей с добром и злом, со страхом и победами. Сказка создаёт первые представления о морали. Сказка замечательна тем, что в ней детально излагается определённая схема действий, которая излагается последовательно. Это помогает ребёнку усвоить связь между причиной и последствиями. Сказка – ненавязчивый, интересный способ развития креативности ребёнка, умения мыслить нестандартно, находить пути решения сложных жизненных ситуаций.

Нетрадиционный подход в работе со сказкой – это умение оригинально, необычно воспринимать сказку, творчески её преобразовывать, сочинять разные концовки, вводить разные оригинальные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Главная идея в работе со сказкой – всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей! Создавать в сказках новые ситуации, где бы герой исправился, добро побеждало, зло было бы наказано, но не жестоко, более человечно.

В работе над сказкой нам помогает одна из важных составляющих РТВ – самостоятельное придумывание сказок. Сочинение сказок с использованием   типовых приемов фантазирования способствует развитию творческого потенциала каждого ребенка.

Ожидаемый результат:

  1. Развитие умения  внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, заканчивать тест знакомой сказки.
  2. Развитие умения  пользоваться  пространственными моделями и схемами сказок.
  3. Развитие понимания того, что можно выходить за пределы знакомых сказок, изменяя их по своему желанию.
  4. Развитие понимания приёмов типового фантазирования.
  5. Развитие фантазии, стремления к творчеству.

Работу над данной проблемой следует начинать с изучения материалов специализированной прессы и Интернета по применению методики ТРИЗ в дошкольных учреждениях. В обязательном порядке необходимо провести анализ соответствия программных требований с теми задачами, которые ставит методика ТРИЗ перед дошколятами.

На следующем этапе работы необходимо   поставить  цель  и  чётко определить  задачи. В соответствии с поставленными задачами легко было разработать диагностический инструментарий для проведения мониторинга с детьми.  Целесообразно составить план работы на месяц для углублённой работы над одной сказкой из программного материала.  В план включается работа с детьми, охватывающая различные виды деятельности, а так же работа с родителями по данному вопросу.

Целесообразно обновление предметно – развивающей среды в группе, т. к. она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей. Можно обновить старые и изготовить новые атрибуты для театральной деятельности, создать библиотечка сказок. Хорошим подспорьем в работе может стать аудио проигрывающее устройство и аудио фонд сказок в художественном оформлении, песенок, музыки и т.д. Для ознакомления детей с приёмами типового фантазирования целесообразно изготовить пособие по книге И. Мурашковской «Когда я стану волшебником».

        Работа с детьми начинается с введения детей в мир сказки, обогащения их литературного опыта. Малыши знакомятся со сказкой, учатся слушать её.

В младшей группе необходимо научить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, повторять текст. Необходимо научить заканчивать текст неоконченной знакомой сказки. Так же необходимо научить малышей определять главные места, в которых разворачиваются события.

Знакомство детей со сказкой необходимо обставить сказочным образом. Можно представить детям красочный сундучок, который будет детям дарить сказки.  Для него желательно определить доступное для детей место в группе. Некоторое время предлагается подержать сундучок пустым, предлагая  детям периодически заглядывать в него, есть ли там подарок или нет.

 Для малышей станет огромным радостным сюрпризом, когда, наконец, появится сказка. Выбор представления сказки полностью завит от творчества воспитателя. Это могут быть фигурки настольного театра, красивая книга и.т. При рассматривании материала из сундучка можно детям предложить угадать, какая сказка пришла к ним в гости. После этого детям предлагается прослушать сказку.

 Самым лучшим вариантом будет прослушивание аудиозаписи. Положительная сторона таких сказок в том, что они в художественном исполнении и  с музыкой. После этого можно  рассмотреть иллюстрации, поиграть с фигурками героев сказки.  Более углублённому изучению сказки помогают следующие дидактические игры: «Что умеет делать герой сказки», «Покажи как…», «Назови по описанию», «Где», «Доскажи сказку».  Во время этих игр у детей пополнится словарный запас, дети научатся  определять главные места, в которых разворачиваются события, подробно описывать героев сказки, их действия.  

 Далее, совместно с детьми изготавливаются  заместители героев сказки (пространственные модели) с помощью геометрических фигур из разноцветного картона.  Дети помогают воспитателю  подобрать цвет, размер и форму. Если это Колобок, то естественно, что это маленький круг жёлтого цвета. Зайчик – серый прямоугольник не большого размера, а медведь – большой квадрат коричневого цвета. Это помогает развивать у детей фантазию, логику, умение разбираться в символах. После этого можно с  детьми разыграть сказку с помощью этих заместителей. Во время игры можно задать следующие вопросы:

Кто из героев самый низкий? Кто самый высокий? Кто маленький, круглый жёлтого цвета? И т.д.

После детальной проработки сказки можно перейти к следующему этапу - фантазированию. В начале, это может быть спасение героя, как в сказке о Колобке. Детям предлагается подумать, почему Лиса съела Колобка. И продумать варианты спасения. Первый вариант спасения предлагает воспитатель. На занятиях по рисованию можно предложить детям нарисовать дорожку для Колобка, заборчик. На аппликации  изготовить окошко со ставенками. На конструировании  сконструировать заборчик. Так же возможно «накормить» Лису. На занятиях лепки можно предложить изготовить угощения для Лисы.

Следующим этапом является составление схем - раскадровок к сказке.  Это позволяет активизировать к пересказу сказок даже тех детей, которые обычно не проявляют интерес к этому виду деятельности.

Таким образом, с помощью сказки можно решить много задач: этот и знакомство с математикой, окружающим миром, природой, и изобразительное искусство и развитие речи.  

В младшем возрасте постепенно происходит знакомство детей с типовыми приёмами фантазирования, которые используются в мировой фантастической литературе. Их несколько: увеличение – уменьшение объекта; оживление – окаменение; дробление – объединение; убыстрение  - замедление времени.

Знакомство с ними происходит с помощью волшебников, предложенных И. Мурашковской.  Детям интересно играть с ними. К малышам, в гости приходит какой – либо из волшебников. Воспитатель знакомит детей с ним и объясняет, что данный волшебник умеет делать. Например, волшебник Великан – Кроха умеет всё увеличивать и уменьшать. Можно провести с детьми такую игру: воспитатель произносит Кроха и дети должны присесть – стать маленькими, низкими.  Произносит Великан и дети должны встать на носочки – стать большими, высокими.  Дети с большим интересом и интересом включаются в эту увлекательную игру.  

Таким образом, при работе со сказкой по методике ТРИЗ используются следующие  приемы и методы:

– типовые приемы фантазирования;

– дидактические игры;

– творческие задания на преобразование объектов и их свойств;

– решение проблемных ситуаций с помощью мозгового штурма;

– метод фокальных объектов;

– пространственные модели со схематическими изображениями.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Альтшуллер Г.С. « Краски фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. Шанс на приключение.» Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991.
  • Корзун А.В. «Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». Минск, 2000.
  • Мурашковская И.Н. «Когда я стану волшебником». Рига, педагогический центр «Эксперимент», 1994.
  • Родари Д. «Грамматика фантазии». Введение в искусство придумывания историй. М., Прогресс,1978.
  • Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких». М., Педагогика,1993.
  • Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. «Думаем, изобретаем, открываем мир»
  • Яценко А.В. «Джерельце творчості. ТРВЗ». Х. – Ранок,2011.
  • «Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ

Литература:

1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с.

2.  Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 – 111с.

3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений,т.4/В.Г.Белинский – М.: Просвещение, 1970 – 107с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.