Консультация для воспитателей дошкольного образования
Организация театральной деятельности в дошкольном учреждении
Нельзя вырастить полноценного человека
без воспитания в нём чувства прекрасного
Р. Тагор
Учебная программа дошкольного образования уделяет особое внимание приобщению дошкольников к миру искусства, к культурному наследию человечества, в частности, к театральному творчеству. Искусство является неизменным средством формирования духовного мира детей. Художественные образы воздействуют на сознание и чувства , воспитывают определённые отношения к явлениям, событиям жизни, помогают глубже и полнее понять действительность, содействуют расширению кругозора. Под влиянием искусства дети начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. У них формируется эстетический вкус, способность отличать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в природе, действительности, быту.
Задача воспитателя дошкольного образования - обеспечить признание в ребёнке творческой личности, помочь ему стать самостоятельным, активным, инициативным, способным созидать и преобразовывать мир через театрально-игровую деятельность, основываясь на гуманных ценностных ориентирах.
Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности огромны, её тематика велика и неограниченна. Театрально-игровая деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощения в игре определённых переживаний, побуждает к созданию новых образов.
Театрализованные игры развивают умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, используя для этих целей кукол, бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, обитателей «киндер-сюрпризов», элементов костюмов, декораций.
Театрализованная деятельность может быть использована педагогами и специалистами в ряде направлений: для развития признаков детской одарённости; для коррекционной работы.
Театрализованная игра сохраняет типичные признаки сюжетно-ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, но отличается от нее наличием зрителя-обязательного компонента театра, а также тем, что развёртывается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого-содержание сказки, стихотворения, рассказа.
В первый раз игру лучше всего проводить на фланелеграфе: он , как и настольный театр игрушек и картинок, позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации.
Сложнее играть куклами бибабо (владение техникой вождения) : они должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе.
Перед проведением театрализованной игры пишется её сценарий по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее педагог предлагает импровизировать на заданную тему. Самостоятельно сть игры зависит от того, знают ли ребята содержание сценария. Учить текст до начала игры не желательно, иначе получится спектакль, а не игра.
С содержанием дети знакомятся заранее, чтобы его усвоить; можно показать знакомые произведения на фланелеграфе или в настольном театре. Но точно воспроизводить текст не обязательно, можно непринуждённо поправит ребёнка и играть, не задерживаясь, дальше. Читая стихотворение, необходимо подключать дошкольников к диалогу. Детям интересно, когда они не только говорят, но и действуют , как герои сказок. Можно показать им некоторые способы вождения персонажей и разрешить попробовать самим. Далее предложите разыграть разговор двух персонажей: произносить слова и действовать за каждого из них.
Младшим дошкольникам более доступна простая форма диалога-вопросно-ответная.
Интересное и эффективное средство, способствующее переходу этой игры в разговор, - чтение детьми по ролям несложных стихов и потешек.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
- особенности эмоциональной личности ребенка,
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
- индивидуальные предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес
и творческие способности; - поло-ролевые особенности.
- возрастные особенности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в группе должна быть оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право
и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.
Список книг для литературного уголка может включать в себя:
- художественную литературу по темам, по 5-6 наименований
из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям; - «говорящие книги»;
- для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
- книги, сделанные своими руками;
- различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
- аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
- театр настольный;
- ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы
с головками-насадками, разные маски, декорации); - персонажи с разным настроением;
- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры
в дошкольном учреждении; - уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
- для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение (примерное) театрального уголка для младшей группы:
- Коврограф (фланелеграф).
- Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
- Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
- Маленькая ширма для настольного театра.
- Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей - Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Тематика наборов определяется учебной программой дошкольного образования.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Оснащение (примерное) театрального уголка для средней группы:
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых
и детенышей), маски театральных персонажей. - Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
- Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
- Атрибуты для «Разноцветных сказок».
- Театр математики.
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение (примерное) театрального уголка для старшей группы:
- Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
- В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
- Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с
элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной
и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми)
- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
- волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);
- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);
Литература:
- Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии. Сфера, 2006.
2. Театральные фантазии : организация театральной деятельности в детском саду / Л.М.Карчевская .- 3-е изд.- Мозырь : Содействие, 2009.- 72 с.
3.Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду Сфера, 2009.
4. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду: для занятий с детьми 5 –6 лет Мозаика – Синтез, 2007.
5.Учебная программа дошкольного образования. - Минск: НИО, 2019
Заместитель заведующего
по основной деятельности Г.В.Садовская