Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Особенности адаптивной образовательной среды в группе интегрированного обучения и воспитания для   детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дата: 8 апреля 2021 в 06:16

Особенности адаптивной образовательной среды в группе интегрированного обучения и воспитания для   детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Необходимым            условием             организации            успешного педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном учреждении является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную реализацию.

В государственном учреждении образования «Ясли-сад №5 г.Смолевичи»  созданы надлежащие материально- технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка          с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зданиях и помещениях образовательного  характера и их пребывания, а также обучения и воспитания.

         Создана безбарьерная образовательная среда: детские перила, сигнальная полоса на ступеньках лестницы, секционные шкафы и стеллажи     с открытыми полками, легкая мебель без острых углов, низкие шкафчики, выдвижные ящики. Всё это призвано облегчить передвижение ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в группе и на улице,  а также содействовать развитию у него самостоятельности и стремления передвигаться без помощи или незначительной поддержки взрослого.

В групповом помещении организовано      зонирование пространства группы на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство группы узнаваемым, а значит – безопасным и комфортным для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности. При этом соблюдается санитарно-бытовые требования с учетом общих (специфических) потребностей ребенка с двигательной патологией воспитывающегося в дошкольном учреждении (соблюдение распорядка дня, режима, наличие адекватно оборудованного пространства группы, рабочего места ребенка и т.д.);

Старшая группа «Незабудки» оборудована столом и стулом, регулируемым в соответствии с ростом ребенка. Рабочее место воспитанника с двигательной патологией обеспечивает комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создаются условия для полноценного восприятия и организации его активных действий.

Используются пассивно-активные действия специального содержания деятельности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата :

  1. Совместные игры.
  2. Создание условий для взаимодействия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  и нормой.
  3. Проведение совместных проектов, участие в природоведческих  акциях, досугах, развлечениях.

   Развивающая предметно-пространственная среда в группе дошкольного учреждения  соответствует дидактическим принципам:

- содержательно-насыщенная в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, программами специального образования;

-  трансформируемая при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей ребенка;

- полифункциональная в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

- вариативная  для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности ребенка в соответствии с его выбором;

- доступная для ребенка  с  нарушением опорно-двигательного аппарата  во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, а также предоставляющей свободный доступ к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности;

- безопасная   для ребенка, обеспечивающая надежность и безопасность использования всех ее элементов. (перила на лестнице, сигнальная полоса на ступенях лестницы)

В образовательной среде  используется компьютерные и технические средства обучения коллективного пользования с включением специального оборудования. Информационно - образовательная среда дошкольного учреждения включат в себя технические средства такие, как интерактивная доска.

В образовательном процессе при решении образовательных задач педагогическое воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных, словесных,  методов. В условиях образовательной интеграции для ребенка с  нарушением опорно-двигательного аппарата, учитываются специфические особенности воспитанника, осуществляется подбор форм и методов работы, которые в данных условиях приводят к достижению положительного результата.

Среди словесных методов в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата  используются: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой. Наряду с традиционными методами обучения в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями используется специфические учитывающие особенности заболевания.

         В соответствии с учебным планом проводятся  индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала.

В образовательной среде предусмотрены наборы сенсорных стимулов для развития сенсорно-перцептивной сферы:

- для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;

- для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкальные инструменты;

- для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани, образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов, рельефные изображения объектов, тактильные мешочки.

Дети данной категории имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики  имеется спортивный инвентарь для про-ведения подвижных игр и развития движений.

               На каждом занятии проводятся физкультминутки с включением коррекционных мероприятий. Соблюдение режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка. Параллельно с обучением в образовательной организации ребенок с двигательной патологией получает необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходит курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах.

   Основными направлениями работы с родителями ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата являются: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей̆ ребенка (как физических, так и психологических); помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка. Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований.

Соответственно и сама работа может строиться в нашем случае в моделях  педагогического консультирования такого, как индивидуальная работа с родителями (информационно-методический кабинет  )

В нашем учреждении образования мы стараемся создать все необходимые условия для успешного совместного обучения и воспитания детей, имеющих те или иные нарушения психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.

Продолжается работа по созданию адаптивного образовательного пространства.  Постепенно решаются вопросы образовательного и программно-методического обеспечения, создаётся резерв дидактических материалов, учебно-методических пособий для обучения детей с особенностями психофизического развития.

Литература:

  1. Боровская И.К. Коррекционная работа по развитию пространственно-временной ориентировки  у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для педагогов  учреждения образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью / И.К.Боровская, И.В.Ковалец, Г.В.Савочкина.- Минск: Адукацыя i выхаванне, 2019.-104с.: ил.-( серия «Азбука безопасности»)
  2. Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие /С.Е. Гайдукевич и др.; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич
  3. Программа  коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 2017
  4. Учебная программа для специальных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2017

                      Подготовил:

                                                                   воспитатель группы интегрированного

                                       обучения и воспитания

                                                  Козлова Любовь Николаевна


 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.