Особенности адаптивной образовательной среды в группе интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Необходимым условием организации успешного педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном учреждении является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную реализацию.
В государственном учреждении образования «Ясли-сад №5 г.Смолевичи» созданы надлежащие материально- технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зданиях и помещениях образовательного характера и их пребывания, а также обучения и воспитания.
Создана безбарьерная образовательная среда: детские перила, сигнальная полоса на ступеньках лестницы, секционные шкафы и стеллажи с открытыми полками, легкая мебель без острых углов, низкие шкафчики, выдвижные ящики. Всё это призвано облегчить передвижение ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в группе и на улице, а также содействовать развитию у него самостоятельности и стремления передвигаться без помощи или незначительной поддержки взрослого.
В групповом помещении организовано зонирование пространства группы на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство группы узнаваемым, а значит – безопасным и комфортным для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности. При этом соблюдается санитарно-бытовые требования с учетом общих (специфических) потребностей ребенка с двигательной патологией воспитывающегося в дошкольном учреждении (соблюдение распорядка дня, режима, наличие адекватно оборудованного пространства группы, рабочего места ребенка и т.д.);
Старшая группа «Незабудки» оборудована столом и стулом, регулируемым в соответствии с ростом ребенка. Рабочее место воспитанника с двигательной патологией обеспечивает комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создаются условия для полноценного восприятия и организации его активных действий.
Используются пассивно-активные действия специального содержания деятельности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата :
- Совместные игры.
- Создание условий для взаимодействия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нормой.
- Проведение совместных проектов, участие в природоведческих акциях, досугах, развлечениях.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе дошкольного учреждения соответствует дидактическим принципам:
- содержательно-насыщенная в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, программами специального образования;
- трансформируемая при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей ребенка;
- полифункциональная в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);
- вариативная для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности ребенка в соответствии с его выбором;
- доступная для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, а также предоставляющей свободный доступ к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности;
- безопасная для ребенка, обеспечивающая надежность и безопасность использования всех ее элементов. (перила на лестнице, сигнальная полоса на ступенях лестницы)
В образовательной среде используется компьютерные и технические средства обучения коллективного пользования с включением специального оборудования. Информационно - образовательная среда дошкольного учреждения включат в себя технические средства такие, как интерактивная доска.
В образовательном процессе при решении образовательных задач педагогическое воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных, словесных, методов. В условиях образовательной интеграции для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, учитываются специфические особенности воспитанника, осуществляется подбор форм и методов работы, которые в данных условиях приводят к достижению положительного результата.
Среди словесных методов в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата используются: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой. Наряду с традиционными методами обучения в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями используется специфические учитывающие особенности заболевания.
В соответствии с учебным планом проводятся индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала.
В образовательной среде предусмотрены наборы сенсорных стимулов для развития сенсорно-перцептивной сферы:
- для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;
- для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкальные инструменты;
- для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани, образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов, рельефные изображения объектов, тактильные мешочки.
Дети данной категории имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики имеется спортивный инвентарь для про-ведения подвижных игр и развития движений.
На каждом занятии проводятся физкультминутки с включением коррекционных мероприятий. Соблюдение режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка. Параллельно с обучением в образовательной организации ребенок с двигательной патологией получает необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходит курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах.
Основными направлениями работы с родителями ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата являются: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей̆ ребенка (как физических, так и психологических); помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка. Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований.
Соответственно и сама работа может строиться в нашем случае в моделях педагогического консультирования такого, как индивидуальная работа с родителями (информационно-методический кабинет )
В нашем учреждении образования мы стараемся создать все необходимые условия для успешного совместного обучения и воспитания детей, имеющих те или иные нарушения психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Продолжается работа по созданию адаптивного образовательного пространства. Постепенно решаются вопросы образовательного и программно-методического обеспечения, создаётся резерв дидактических материалов, учебно-методических пособий для обучения детей с особенностями психофизического развития.
Литература:
- Боровская И.К. Коррекционная работа по развитию пространственно-временной ориентировки у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для педагогов учреждения образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью / И.К.Боровская, И.В.Ковалец, Г.В.Савочкина.- Минск: Адукацыя i выхаванне, 2019.-104с.: ил.-( серия «Азбука безопасности»)
- Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие /С.Е. Гайдукевич и др.; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич
- Программа коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 2017
- Учебная программа для специальных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2017
Подготовил:
воспитатель группы интегрированного
обучения и воспитания
Козлова Любовь Николаевна